Автогрейдер ДЗ 98

Запущенный в производство в 1972 году, автогрейдер ДЗ 98 мало в чём уступает аналогичным моделям зарубежной техники схожего назначения, стандартизированной в классе 250. И хотя недавно в России у него появился более современный конкурент, выпускаемая компанией «СпецДорМаш» грейдер СДМ-25, многие потенциальные покупатели по-прежнему отдают предпочтение проверенному качеству машин из Челябинска. Тем более что технические характеристики этих моделей довольно близки, равно как и круг задач, для решения которых предназначены тяжёлые автогрейдеры.

Область применения и технические характеристики

Решив обзавестись подобной техникой, помните, что эксплуатация автогрейдера ДЗ 98 экономически оправдана в тяжёлых условиях, когда возможностей более лёгких машин недостаточно. Впрочем, это как раз тот самый случай, когда и «один в поле воин». Даже когда рядом нет техники попроще, детище компании ЧСДМ способно справляться с самыми разными задачами:

  • Выполнять планировку и профилирование различных поверхностей.
  • Подготавливать дорожное полотно для укладки асфальтового покрытия или железнодорожных путей.
  • Перемещать с места на место массы грунта.
  • Обустраивать строительные площадки.
  • Очищать дороги от загрязнений.

Это, и многое другое, становится возможным, благодаря высоким техническим характеристикам автогрейдера и возможности установки на универсальную машину широкого спектра навесного оборудования.

Двигатель

Изначально машина комплектовалась дизелем ЯМЗ-238НДЗ, развивающим максимальную мощность 250 л. с. Надёжный и неприхотливый, этот силовой агрегат прост в обслуживании и дёшев в эксплуатации, благодаря доступности и низкой стоимости запасных частей. Впрочем, сейчас существует и альтернативный вариант оснащения. При желании можно приобрести ДЗ 98 оснащённый двигателем Cummins 11C265. Мощность такого агрегата достигает 275 л. с. Вне зависимости от комплектации, средний часовой расход топлива составляет 162 г/л. с. Эффективная система охлаждения рассчитана на работу при длительных нагрузках. Даже в жару исправному грейдеру не грозит перегрев.

Трансмиссия

Высокая проходимость ДЗ 98 обеспечивается благодаря системе полного привода, передающей крутящий момент на все колёса через полностью разгруженные полуоси и бортовые редукторы. Для снижения расхода топлива предусмотрена возможность отключения переднего моста. В комплектацию входят:

  • Механическая шестиступенчатая коробка передач.
  • Двухдисковое сухое сцепление с системой подтормаживания ведомого вала.
  • Раздаточный редуктор, распределяющий момент между ведущими мостами. Для безопасной эксплуатации он оборудован стояночным тормозом.
  • Карданные валы.

Всё это позволяет автогрейдеру разгоняться до максимально допустимой скорости 41 км/час.

Ходовая часть

Передняя подвеска шарнирного типа. Благодаря особенностям конструкции, она обеспечивает мосту свободу в поперечной плоскости. Задняя подвеска выполнена по балансирной схеме. Мосты перемещаются в вертикальной плоскости, удерживаясь в нужном положении с помощью реактивных тяг. Такое устройство позволяет успешно перемещаться по сильно пересечённой местности, хотя и не добавляет особого комфорта в кабине.

Рулевое управление – гидравлическое, с приводом на передние колёса. Работающие в масляной ванне многодисковые тормоза, изготовленные из металлокерамики, позволяют уверенно контролировать тяжёлую машину, эксплуатационная масса которой достигает почти 20 тонн.

Гидропривод

Для управления различными системами грейдера и устанавливаемым на машину навесным оборудованием, ДЗ 98 оснащён развитой системой гидропривода, общая ёмкость которой составляет 120 литров. В зависимости от модификации и года выпуска, комплектация гидравлической системы может быть различной. В связи с прекращением производства некоторых отечественных комплектующих, на машины последних годов выпуска устанавливаются детали, произведённые в КНР.

Навесное оборудование

Возможности тяжёлого автогрейдера ДЗ 98 ограничены только устанавливаемым на него навесным оборудованием. В оснащение входят различные отвалы:

  • Путепрокладочный
  • Снегоочистительный
  • Бульдозерный
  • Боковой

А также кирковщик-рыхлитель с пятью сменными зубьями.

В зависимости от конкретной задачи, на раму может быть установлено одно или несколько из перечисленных устройств, что позволяет за один проход выполнять частичную или полную планировку поверхности грунта. Размеры оборудования могут варьироваться, но не должны превышать пределы, установленные производителем техники.

Достоинства и недостатки

Решив купить автогрейдер ДЗ 98, вы не прогадаете. Среди достоинств ветерана, остающегося в строю на протяжении нескольких десятилетий, можно упомянуть:

  • Высокий ресурс, позволяющий отработать до первого капремонта не менее 8400 моточасов.
  • Низкая трудоёмкость обслуживания, составляющая 0,95 чел/ч в месяц.
  • Возможность эксплуатации в диапазоне температур от -40 до +45 градусов C.
  • Высокая проходимость.
  • Простота управления.
  • Доступность и низкая стоимость запасных частей.


Наиболее часто упоминаемыми недостатками являются:

  • Загазованность рабочего места оператора. Проблема имела место на машинах ранних годов выпуска. После установки кабины нового типа, оснащённой эффективной системой вентиляции, недостаток устранён.
  • Ощутимый разрыв мощностных характеристик при переходе с одной передачи на другую. Это связано с малым количеством ступеней КПП, которая не обеспечивает плавное и равномерное ускорение.

Но на имеющие место недостатки поклонники продукции ЧСДМ готовы закрыть глаза, поскольку главное, что делает популярным автогрейдер ДЗ 98, цена новой машины, обеспечивающая быструю окупаемость даже по сравнению с подержанной импортной техникой. Ну а если стоимость новой модификации покажется неподъёмной, всегда есть возможность приобрести б/у технику, благо предложений на рынке хватает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *