Бульдозер Т-170

Производившийся на Челябинском тракторном заводе в период между 1988 и 2002 годами, бульдозер Т-170 может служить примером постепенного развития ранее разработанной удачной концепции. Ведь его конструкция восходит своими корнями к гусеничным тракторам С-100 и Т-100, созданным отечественными разработчиками в середине XX века. Его предшественником стала модель Т-130, прошедшая глубокую модернизацию, которая затронула, в первую очередь, трансмиссию.

Трактор получился по-настоящему универсальным. Благодаря особенностям своего устройства, он может трудиться на ограниченном пространстве строительных площадок, на бескрайних просторах полей, помогать проводить весеннее снегозадержание и обустраивать полотно для новых дорог. Но такая многофункциональность потребовала от разработчиков особого подхода к проектированию машины.

Технические характеристики

На самом деле за названием Т-170 скрывается не один трактор, а целое семейство машин. Ведь за 14 лет производства было разработано более 80 модификаций! Несмотря на схожие технические характеристики, все эти модификации имеют свои характерные особенности, которые следует учитывать при обслуживании техники и приобретении запасных частей.

Двигатель Д-160

Первоначально на бульдозер устанавливался двигатель Д-160. Этот рядный четырёхцилиндровый дизель оснастили турбонаддувом, который, с учётом сложных условий эксплуатации, защитили двухступенчатой системой очистки воздуха. Эффективности жидкостного охлаждения достаточно для того, чтобы обеспечивать работу машины в диапазоне температур наружного воздуха от -50 до +50 градусов C. Мотор прошёл несколько модернизаций, которые производились под разными обозначениями:

  • Д-160. Этот силовой агрегат имеет рабочий объём 13,53 литра при диаметре цилиндров 145 мм и ходе поршня 205 мм. Его мощность составляет 175 л. с.
  • Д-160.Б-1. Сохранивший размерность модификации Д-160, данный мотор дефорсирован до 143 л. с.
  • Д-160.01. Начиная с этой версии происходит увеличение диаметра цилиндров до 150 мм. Ход поршня остаётся прежним, а объём возрастает до 14,48 л. Мощность – 175 л. с.
  • Д-160.01.Б-1. Дефорсированный до 143 л. с. вариант силового агрегата объёмом 14,48 л.
  • Д-160.03. Самый мощный мотор семейства, при диаметре цилиндров 150 мм выдающий 185 л. с.

Во всех случаях в системе турбонаддува задействован центробежный компрессор ТКР 11Н-3 с радиально-осевой турбиной. Запуск дизельного силового агрегата производится с помощью электростартера или работающего на бензине пускового двигателя П-23У.

Картер системы смазки вмещает 32 литра моторного масла, а система охлаждения заполняется 60 литрами воды или специальной жидкости.

Двигатель Д-180

Именно модификация Д-160.03 стала основой для создания мотора Д-180. Основной упор был сделан на упрочнение деталей и увеличение ресурса конструкции, который составил 10000 моточасов. Но имеются и иные усовершенствования;

  • Сальники улучшенной конструкции, предотвращающие утечку масла из системы смазки.
  • Повышена надёжность привода вентилятора системы охлаждения.
  • Перепроектирован картер. Он оборудован специальными клапанами, ускоряющими слива масла и позволяющими проводить его замену в полном объёме.
  • Переработан масляный фильтр. Он оснащается сигнализатором засорённости и расположенным на внешней части корпуса системой регулировки рабочего давления.
  • Установлен ограничитель задымления, работающий за счёт оптимизации подачи топлива.
  • Опоры дизеля оснащены амортизаторами, снижающими передаваемые на раму бульдозера вибрации.

Двигатель Д-180 – многотопливный, что позволяет использовать для его работы не только солярку, но также керосин или газовый конденсат. Максимальная мощность базовой модели – 180 л. с., но выпускаются и модификации разной степени дефорсировки.

Ходовая часть

Важной особенностью бульдозера Т-170 является возможность его комплектации различными гусеничными тележками, что позволяет эксплуатировать машину на нормальных, сложных и болотистых грунтах. Существуют три варианта:

  1. Стандартный, с пятикатковыми гусеничными тележками. В такой комплектации достигается высокая маневренность техники.
  2. Удлинённый, с шестью катками, позволяющий бульдозеру перемещаться по рыхлым грунтам.
  3. Болотный, с семью опорными катками на каждую гусеницу.

Бульдозер Т-170
При любом варианте оснащения используется полужёсткая трёхточечная подвеска. Кроме количества катков, давление на грунт может устанавливаться за счёт установки гусениц различной ширины. Для Т-170 выпускаются следующие модификации гусениц:

  • 460 мм. Такой вариант принято называть облегчённым. Его применение оправданно на твёрдых и скалистых грунтах.
  • 500 мм. Серийный, входящий в комплектацию большинства машин данной модели, сошедших с конвейера ЧТЗ.
  • 690 мм. Рекомендуется при использовании бульдозера в качестве трубоукладчика.
  • 900 мм. Болотоходный, обеспечивающий минимальное давление на грунт и устойчивость машины на рыхлых и заболоченных почвах.

Это важно, поскольку вес бульдозера достигает 16 тонн. Переход с одного варианта оснащения на другой не требует перенастройки подвески и ходовой части.

Гидравлика

Установленная на Т-170 гидравлическая система имеет заправочный объём 100 л. и по своему типу относится к раздельно-агрегатным. Это упрощает её техническое обслуживание и изменение конфигурации в зависимости от используемого навесного оборудования. Давление в системе создаётся насосом НШ-100, который приводится во вращение от основного двигателя через шестерёнчатую передачу. Для управления используется гидрораспределитель Р160.

Бульдозер Т-170

Достоинства и недостатки

Несмотря на то, что модель уже снята с производства, она по-прежнему остаётся привлекательной для частных владельцев и небольших компаний. Ведь её основными достоинствами являются:

  • Универсальность. Гусеничный трактор Т-170 можно эксплуатировать на различных грунтах и использовать для решения широкого круга задач. Попросту говоря, одна машина, при наличии необходимого навесного оборудования, может заменить несколько узкоспециализированных.
  • Простота замены навесного оборудования, позволяющая быстро перенастраивать машину под новые условия работы. Это важно, поскольку в некоторых ситуациях каждый час простоя оборачивается серьёзными издержками.
  • Малые эксплуатационные расходы. Здесь главную роль играет то, что запчасти на бульдозер Т-170 стоят недорого и всегда доступны. Не каждый готов платить большие деньги за комплектующие и подолгу ждать их доставку.

Всё это перекрывает недостатки, имеющиеся в конструкции машины:

  • Требующие частой замены слабые фрикционные муфты, не способные долго выдерживать высокий крутящий момент силового агрегата.
  • Сложность ремонта системы рулевого управления.
  • Недостаточную герметичность кабины, что особенно сказывается в условиях высокой запылённости и загазованности.

Цены

Снятый с производства гусеничный трактор до сих пор популярен. Но купить его можно только подержанным. Предложения по продаже бульдозера Т-170 б.у можно найти на разных сайтах, а цены колеблются в зависимости от года выпуска и технического состояния машин. Если техника исправна, то её покупка, учитывая стоимость почасовой аренды машин такого класса, будет вполне оправдана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *