Трактор МТЗ-80

Трактор МТЗ-80 «Беларус» можно считать образцом универсального пропашного колёсного трактора. По степени распространения на территории постсоветского пространства сравниться с ним могут разве что трактор Т-40 и бульдозер ДТ-75. Машина, выпуск которой стартовал в 1974 году, производится и сегодня. Под маркой Беларусь-80.1 её сборку осуществляют на минском тракторном заводе. Сконструированная более сорока лет назад, она остаётся востребованной и вполне конкурентоспособной.

Нужная машина

Своему появлению трактор обязан постановлению Света министров СССР, что говорит о важности машин такого класса для нужд сельского хозяйства страны. Чтобы ускорить процесс проектирования, минские конструкторы взяли за основу уже выпускавшиеся модели МТЗ-50 и МТЗ-52, унифицировав с ними новую машину на 70%. Такой подход позволил уже в 1970 году получить первый прототип, а в 1972 году вывести на испытания окончательный вариант трактора. Испытания прошли успешно. Два года спустя стартовало полномасштабное производство машины.

Технические характеристики МТЗ-80

Сертифицированный среди тракторов тягового класса 1,4 с двигателями мощностью 75-80 л. с., МТЗ-80 изначально задумывался как массовый. Машину постарались сделать максимально надёжной и простой в обслуживании. Это вовсе не означает, что разработчики заложили в конструкцию своего детища устаревшие и примитивные технические решения. Ведь спроектированные много лет назад узлы и агрегаты не только сделали МТЗ-80 востребованным даже в наши дни, но и легли в основу конструкции многих, более современных, моделей.

Особенности двигателя

В качестве силового агрегата был выбран четырехцилиндровый дизельный мотор жидкостного охлаждения, выпускаемый под индексом Д-240. В его конструкции реализован принцип объёмно-плёночного образования горючей смеси. Часть топлива, поступающего внутрь неразделённой камеры сгорания шатровой формы, перемешивается с воздухом и в процессе сжатия воспламеняется практически сразу, сгорая с высокой скоростью. Другая часть топлива образует плёнку на стенках камеры. Воспламеняется она с некоторой задержкой и сгорает медленнее. Используемая технология позволяет растянуть во времени фазу воспламенения смеси, обеспечивая длительное давление на поршень. За счёт этого увеличивается крутящий момент дизельного двигателя, а его работа становится более мягкой, снижается ударная нагрузка на шейки коленчатого вала.

Жидкостное охлаждение даже при длительных высоких нагрузках обеспечивает необходимый для работы силового агрегата температурный режим. Если предполагается использовать технику в районах, где низкие температуры – не редкость, двигатель может быть оснащён штатным предпусковым подогревателем ПЖБ-200Б.

В качестве пускового устройства Д-240 оснащается электрическим стартером, а его версия Д-240Л – пусковым двигателем ПД-10. Имея объём 4,75 литра, ранние версии мотора развивали мощность 75 л. с. при 2200 об/мин., а после проведённой доработки мощность увеличили до 81 л. с. Встречаются и турбированные версии, выдающие 89 л. с. Для достижения этих характеристик в цилиндрах двигателя сжигается 14,8 литра топлива за один час работы. Система фильтрации воздуха предохраняет силовой агрегат от пыли и грязи, но требует своевременного обслуживания. Это важно для поддержания ресурса мотора.

трактор мтз-80

Варианты трансмиссии

Большинство моделей трактора комплектуется однодисковым сухим сцеплением и двухдиапазонной девятьюступенчатой механической КПП, благодаря понижающему редуктору имеющей 18 передач для движения вперёд и четыре – назад. Однако среди выпущенных после 1985 года машин можно встретить версии с гидроуправляемой КПП, где переключение передач происходит под нагрузкой. Ведущим является задний мост, в конструкции которого использован дифференциал с функцией принудительной блокировки. На ранних версиях осуществлялось механическое управление блокировкой при нажатии на специальную педаль. Позже был установлен гидравлический привод, а управление им вынесено на панель приборов. Под индексом МТЗ-82 выпускалась полноприводная модификация машины.

Ходовая часть и тормоза

Задний мост жёстко закреплён на раме трактора. Такое техническое решение не добавляет комфорта, зато увеличивает проходимость машины. Применено клеммовое крепление ведущих колёс, что позволяет менять ширину их колеи бесступенчато в пределах 2100 – 1400 мм. Балансирный передний мост имеет полужёсткую подвеску. Колея его колёс также регулируется в пределах 1800 – 1200 мм, но ступенчато. Шаг регулировки – 100 мм. Базовые модификации имеют клиренс 465 мм. На машинах, оборудованных колёсными редукторами, просвет увеличен до 650 мм. Имеющие механический привод сухие дисковые тормоза специальными кожухами защищены от попадания грязи. На случай их отказа предусмотрена дополнительная тормозная система. Устойчивость на уклонах обеспечивается стояночными тормозами, а при длительном движении под уклон можно задействовать вспомогательную тормозную систему.

Навесное оборудование

На МТЗ-80 может быть установлено более двухсот модификаций различного навесного оборудования. Для привода и управления этим оборудованием предусмотрены вал отбора мощности от основного двигателя и раздельно-агрегатная гидравлическая система, давление в которой создаётся насосом НШ-32, также приводимым в действие основным двигателем. Характеристики насоса могут отличаться в зависимости от его модификации. Наиболее часто встречаются трактора с рабочим давлением системы в 16 МПа.

Меняться, оставаясь собой

За годы производства внешний облик МТЗ-80 претерпел ряд изменений. Подверглись переработке экстерьер и интерьер машины, устанавливались кабины большого и малого размера. По современным меркам трактор выглядит несколько архаично. Но именно эта проверенная временем простота делает машину незаменимой там, где нет поблизости специализированных станций технического обслуживания и выездных ремонтных бригад. Детище белорусских конструкторов ценят прежде всего за его почти легендарную ремонтопригодность. Ведь большинство возникающих неисправностей механизаторы могут устранить прямо в поле. Это важно, поскольку во время посевных и уборочных работ каждый потерянный час может обернуться серьёзными убытками.

Существует несчётное число модификаций на базе МТЗ-80. Его конструкция легла в основу целого семейства тракторов. Но ветеран продолжает оставаться востребованным. Его эффективность и конкурентоспособность не подвергают сомнению.

Цена вопроса

Цены на новый трактор Беларусь-80.1 начинаются с 800 тысяч рублей. Но если такая цена кому-то кажется неподъёмной. Всегда есть возможность купить б/у технику. В этом случае минимальная цена составит порядка 180 тысяч рублей. Всё зависит от года выпуска трактора, его комплектации и технического состояния. Впрочем, последнее – дело поправимое. Множество компаний предлагают свои услуги по обслуживанию МТЗ-80 с использованием заводских запасных частей. Стоят такие детали недорого, что позволяет избежать высоких затрат даже при капитальном ремонте.

мтз-80

Как получить права на трактор

Умение управлять трактором поможет не только вспахать и засеять собственный приусадебный участок, но и устроится на хорошо оплачиваемую работу. Но одного умения не достаточно. Трактористу, как и водителю автомобиля, нужны права. Вот только выдаёт их не ГИБДД, а специализированный орган – ГосТехНадзор. Следует обратиться в его отделение по месту жительства. Но прежде чем решиться на этот шаг, необходимо собрать оговорённые законом документы. Подробнее как получить права на трактор описано тут.

Собираем документы

Начать придётся, как и в случае с правами на управление автомобилем, с медицинской справки. Стандартная форма №83 должна быть заполнена врачом, и в её пункте №9 указанно, что состояние вашего здоровья позволяет вам управлять тракторами и другими самоходными машинами. К бланку формы добавляем удостоверяющий личность документ, фотографии и заявление, перед заполнением которого нужно определиться, какую категорию прав вы хотите получить.

Определяемся с категорией

На сегодняшний день существует такое деление:

  • А 1. Те, кто уже достиг 16 лет, допускаются к управлению внедорожным мототранспортом. К таковому относят квадроциклы и машины, разработанные на базе малогабаритных тракторов.
  • А 2. С 19 лет можно получить допуск к управлению транспортными средствами и внедорожными автомобилями, полная масса которых не превышает 3,5 тонны, а число пассажирских мест, исключая водителя, восьми.
  • А 3. С этого же возраста можно управлять транспортными средствами и внедорожными автомобилями полной массой более 3,5 тонны, но, как и в случае с категорией А 2, не вмещающими более восьми пассажиров.
  • А 4. Допуск к управлению внедорожными машинами и ТС с числом пассажирских мест более восьми без учёта водительского получают лица, достигшие 22 лет.
  • В. В семнадцать лет разрешат управлять колёсным и гусеничным транспортом, мощность силового агрегата которого ограничена 25,7 кВт.
  • С. В этом же возрасте можно сесть за руль или рычаги управления колёсной техники, мощность которой находится в пределах 25,7 – 110,3 кВт. Этого окажется достаточно для управления большинством среднеразмерных бульдозеров и тракторов.
  1. D. Лишь с 18 лет допускают к управлению колёсной техникой, мощность которой превышает 110,3 кВт.
  • Е. Гусеничные машины с силовыми агрегатами мощностью более 25,7 кВт.
  1. F. Машины сельскохозяйственные самоходные. Сюда относят различные сеялки и уборочные комбайны.

Категории Е и F становятся доступны тем, кому уже стукнуло семнадцать.

Если надо, проходим обучение

Меньше всего проблем с категориями А 1 и В. В этом случае для получения документов будет достаточно самоподготовки. Желающим получить права других категорий придётся пройти специальный курс обучения. Вам не предстоит ничего особенно сложного. Обучение длится 2 – 2,5 месяца, а проводят его различные организации, находящиеся под контролем ГосТехНадзора.

Вас не только научат управлять техникой, но и объяснят её устройство. Не забудут преподать основы техники безопасности и приёмы оказания первой помощи. Разумеется, не бесплатно. За получение необходимых навыков придётся заплатить около 10 000 рублей. После этого вам выдадут свидетельство, разрешающее приступить к сдаче экзаменов. Те, кому сопутствовал успех, получают права, срок действия которых ограничен десятью годами.

Не просто бумажка

Полученный документ – не просто нужная бумажка. Конечно, в поле нет разметки и дорожных знаков. Но это вовсе не означает, что управлять трактором каждый может так, как пожелает. Даже если вам не важно, сколь ровной и глубокой будет вспаханная вами борозда, полученные при обучении навыки помогут вам сберечь и собственное здоровье, и оказавшуюся в ваших руках технику.

Замена прав, срок действия которых подошёл к концу, производится там же, где и получение новых. Для этого не придётся проходить обучение заново. Достаточно собрать документы и приложить к ним старое удостоверение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *