Самосвал ЗИЛ-130

Бортовой грузовик ЗИЛ-130 – одно из самых узнаваемых творений отечественного автопрома. В разработку этой машины было вложено много сил и средств. Но они вполне оправдали себя. Ведь знаменитый автомобиль успешно эксплуатируется на дорогах страны уже более полувека. Надёжный и неприхотливый, он успешно преодолевал километры, что греха таить, не слишком качественных дорог, перевозя самые разные грузы. Страна строилась и растила урожай, а для нужд строителей и колхозников были нужны уже не бортовые платформы, а самосвалы. Такая машина и была спроектирована на шасси стандартного ЗИЛ-130.

Наш американец

На сегодняшний день в мире существуют различны школы автомобилестроения. Но вплоть до последней четверти двадцатого века сильнейшее влияние на умы разработчиков оказывали европейская и американская конструкторские школы. Именно влияние американского автопрома чувствуется в облике и конструкции и базового ЗИЛ-130, и спроектированного на его агрегатах самосвала.

Технические характеристики ЗИЛ-130: силовой агрегат

Восьмицилиндровый двигатель с V-образным расположением цилиндров с верхним расположением клапанов, приводимых в действие толкателями от расположенного в развале цилиндров распределительного вала – классика американского моторостроения. При объёме без малого шесть литров, этот работающий на бензине силовой агрегат со степенью сжатия 6,5:1 способен выдать 150 л. с. при 3200 об/мин. Максимальный крутящий момент – 402 Нм. Образование горючей смеси происходит в двухкамерном карбюраторе. Похвастаться экономичностью такой мотор не может, поскольку расходует порядка 30 литров бензина марки Аи-76 на 100 км. Зато он нетребователен к качеству топлива и обладает солидным ресурсом.

Между прочим, американские фермеры, умеющие считать деньги, имеют в своих гаражах грузовики именно с бензиновыми двигателями. Такую технику используют для кратковременных сезонных работ. Более экономичные дизельные агрегаты дороги в обслуживании и оснащённые ими машины окупают своё содержание лишь при значительных пробегах.

Трансмиссия и подвеска

Механическая пятиступенчатая КПП была для своего времени весьма прогрессивна. Работая в паре с однодисковым сухим сцеплением, она добросовестно передаёт крутящий момент мотора на задние колёса самосвала. Зависимая передняя и задняя подвеска на многолистовых полуэллиптических рессорах и поворачивающиеся на шкворнях цапфы переднего моста выглядят архаично, но работают без нареканий. Особого комфорта водителю и пассажирам они не доставляют. Но не доставляют они и лишних хлопот в ходе эксплуатации машины.

ЗИЛ-130

Тормоза и рулевое управление

Конструкцию барабанных тормозов передних и задних колёс также нельзя назвать прогрессивной. Но их пневматический привод работает вполне надёжно и даже гружёная машина уверенно останавливается при нажатии на тормозную педаль. Управление автомобилем облегчает гидравлический усилитель, объединённый в одну конструкцию с рулевым редуктором. Перемещающаяся вдоль червяка гайка-поршень, на которую оказывает давление гидравлическая жидкость, подача которой регулируется открыванием клапанов, передаёт усилие от рулевого колеса на зубчатый сектор, закреплённый на одном валу с рулевой сошкой.

Кабина

Кабина самосвала ничем не отличается от кабины базового ЗИЛ-130. В её облике явно просматриваются черты дизайнерской школы Детройта. Большая толщина листов металла, из которого изготовлена кабина, делают её мало восприимчивой к коррозии и механическим повреждениям. Но о пассивной безопасности лучше не вспоминать. Ведь к такой кабине добавляются жёсткой конструкции рама и рулевая колонка, которые даже не думают деформироваться при ударе. Зато панорамное лобовое стекло обеспечивает хороший обзор.

Самосвальный кузов

Кузов самосвала неоднократно модифицировался. На машинах ранних выпусков он имел полуцилиндрическую форму. Однако такой кузов не мог похвастать хорошей вместимостью и со временем его сменил привычный нам параллелепипед с откидывающимся задним бортом. Существовало множество предприятий, занимавшихся разработкой, производством и установкой самосвальных кузовов на шасси ЗИЛ-130.

Цена подержанной машины

Уральский автомоторный завод, на котором было развёрнуто дополнительное производство самосвалов, продолжал их выпуск вплоть до 2010 года. Но сегодня и там прекращено производство легендарной машины. А вот желающих купить ЗИЛ-130 самосвал ещё хватает. Но теперь они вынуждены приобретать подержанную технику. За самосвал, выпущенный в 1985-89 году и находящийся в хорошем состоянии, просят порядка 100 – 200 тысяч рублей. Но можно подыскать машину и подешевле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *