Экскаватор ЭО-3322

В конце шестидесятых годов двадцатого века, когда период послевоенного восстановления СССР остался позади, стране срочно потребовался современный экскаватор. В этом не было ничего удивительного. Промышленность интенсивно развивалась, строились новые здания, прогрессировало сельское хозяйство… Простая и надёжная машина, способная производить землеройные работы на достаточном уровне эффективности, нужна была повсеместно.

Рождённый чтобы трудиться

И она появилась. В 1970 году вышел на испытание экскаватор ЭО-3322. Сегодня эта техника выглядит не слишком впечатляюще. Её внешний вид не соответствует современным понятиям о дизайне, габариты велики, а мощностные характеристики ограничены. Но для своего времени это была весьма прогрессивная модель, способная составить конкуренцию продукции многих зарубежных компаний. ЭО-3322 стал первым выпускаемым в СССР экскаватором, оснащённый системами гидравлического привода. Его конструкция была довольно проста, что позволяло снизить себестоимость при производстве. При этом разработчикам удалось добиться довольно высокого уровня производительности. Для того, чтобы обеспечить экономику необходимым количеством машин, их производство развернули сразу на двух заводах. В Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), на Ленинградском экскаваторном заводе ЛЭЗ, и в Калинине (ныне Твери), на Калининском экскаваторном заводе КЭЗ.

Технические характеристики

Изначально предполагалось, что круг задач, которые предстоит решать новой технике, будет весьма широк. В зависимости от установленного навесного оборудования, ею могут выполняться следующие операции:

  • Выемка грунтов. Для этого на стреле монтируются ковши, отличающиеся по своей вместимости и конструкции.
  • Погрузка различных материалов. Она может производиться с помощью грейферных ковшей или захватов, которыми комплектуется стрела.
  • Разгрузочно-погрузочные операции с применением вил.
  • Бурение, поскольку предусмотрена установка на стрелу съёмного бура.
  • Забивка свай. Это становится возможным, если в комплектацию входит гидравлический молот.

Всё это делает экскаватор ЭО-3322 пригодным для самых разных работ.

  • Рытьё траншей и колодцев, бурение скважин при проведении комплексных мероприятий по гидромелиорации.
  • Прокладка новых и реконструкция старых дорог.
  • Обустройство жилых и производственных территорий, их коммунальное обслуживание.
  • Обработка грузов на складах или транспорте.
  • Строительство.

С этими и другими задачами машина справляется без особых проблем, а её применение является экономически оправданным. Рассчитанная для эксплуатации в умеренных климатических условиях, она способна функционировать в диапазоне температур наружного воздуха от -40 до +40 градусов Цельсия.

Машина выпускалась более 20 лет, и за это время неоднократно модифицировалась. Основные изменения коснулись:

  • Стрелы, нижняя часть которой, вместе с приводными гидроцилиндрами, на ранних моделях была несъёмной. Позже такая конструкция уступила место стреле, выполненной по моноблочной схеме.
  • Силового агрегата. Во всех случаях это был двигатель модели СМД-17Н, но его мощность постепенно увеличивалась.

Остальные усовершенствования в основном связаны с желанием производителей повысить надёжность техники, упростить её производство и обслуживание. И хотя, по современным понятиям, технические характеристики выглядят довольно скромно, для многих потенциальных пользователей машина всё ещё представляет интерес.

Экскаватор ЭО-3322

Компоновка

По своему устройству ЭО-3322 представляет собой установленную на колёсное шасси поворотную платформу, на которой смонтированы двигатель, кабина и основные рабочие органы экскаватора. Подобная компоновка обеспечивает оператору хороший обзор, и позволяет полностью контролировать весь рабочий процесс. Именно по такой схеме выполнены многие современные землеройные машины.

Силовой агрегат

Двигатель СМД-17Н – рядный, четырёхцилиндровый и четырёхтактный. Он оснащён турбонаддувом и использует в качестве топлива солярку. В рамках программы СЭВ по диверсификации промышленности на него устанавливался ТНВД чешской фирмы «Моторпал». При рабочем объёме 6,3 литра, силовые агрегаты ранних годов выпуска развивали максимальную мощность 75 л. с. Позже этот показатель был постепенно увеличен до 100 л. с. без снижения общего ресурса конструкции. Эффективная система жидкостного охлаждения рассчитана на работу при высоких нагрузках.

Шасси

Ходовая часть экскаватора не блещет оригинальностью. Установленная на два зависимых моста, техника способна разгоняться максимум до 20 км/час. Транспортировку на значительные расстояния следует производить, установив экскаватор на специальный прицеп или платформу. Но при перемещении по району работ шасси обеспечивает необходимую проходимость. Экскаватор преодолевает углы подъёма до 20 градусов, а удельное давление колёс на грунт ограничивается 0,04 МПа. Благодаря своей простоте, шасси без проблем ремонтируется даже в полевых условиях.

Гидравлика

Используемые в системе гидропривода сдвоенные насосы – регулируемые, аксиально-поршневые. Они способны создать максимальное давление в 250 кг на квадратный сантиметр. Этого достаточно для того, чтобы обеспечить работу стрелы и вспомогательных систем. Гидравлика надёжна, и, при регулярном контроле уровня рабочей жидкости, её эксплуатация не представляет проблемы.

Кабина

Несмотря на простоту, конструкцию кабины следует признать удачной. Она предоставляет оператору хороший обзор и удобный доступ ко всем органам управления. Разумеется, по сравнению с кабинами современных экскаваторов, ей не хватает комфорта. Ведь она разрабатывалась по стандартам почти пятидесятилетней давности.

Цены

Поскольку выпуск ЭО-3322 прекращён, для приобретения доступна только б/у техника, возраст которой составляет 20 лет и более. Тем не менее, благодаря запасу надёжности и доступности запасных частей, достаточное количество машин по-прежнему остаётся в эксплуатации. Купить их можно за более чем скромную цену. В рабочем состоянии и с полным комплектом оборудования экскаватор обойдётся в 250 – 280 тысяч рублей. Эти деньги быстро окупятся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *