Самосвал ЗИЛ-131

История российского автомобилестроения полна мифов, часто далёких от действительности. Многие авторы цитируют непроверенные источники, не затрудняя себя проверкой достоверности информации. Таким образом, мифы плодятся, и развеять устоявшиеся заблуждения очень непросто.

Одним из примеров подобного мифотворчества – история появления автомобиля ЗИЛ-131 самосвал. Можно встретить немало статей, в которых утверждается, что эта машина создана на базе ранее выпускавшейся модели ЗИЛ-157. У специалистов они вызывают лишь сдержанное недоумение. Отличие конструкции основных агрегатов очевидны. Но устройство и история создания ЗИЛ-157 – это отдельная тема. Стоит ограничиться лишь тем фактом, что на базе этого автомобиля никогда не производился самосвал.

Технические характеристики

Впрочем, в линейке ЗИЛ-131 такой вариант оснащения тоже никогда не числился как основной. Он выпускался в ограниченном количестве по требованию вооружённых сил, а в народное хозяйство, как правило, попадали машины, распродаваемые из воинских частей. Была во времена СССР такая практика, когда отслужившую своё технику по остаточной стоимости передавали различным предприятиям. В свободную продажу эти машины стали поступать лишь с середины восьмидесятых, так сказать, по конверсии.

Базой для самосвала стал армейский грузовик повышенной проходимости ЗИЛ-131. Для установки саморазгружающегося кузова особых переделок не требовалось. Грузоподъёмность модели, 5 тонн, была одинакова с гражданской версией самосвала ЗИЛ-130, откуда заимствовали необходимые детали. Что до остальных узлов и агрегатов, то их устройство объясняется не слишком удачной попыткой унификации с изделиями, уже выпускавшимися отечественной автоиндустрией.

Самосвал ЗИЛ-131

Двигатель

За годы производства на автомобиль устанавливались различные силовые агрегаты.

  • ЗИЛ-131. Он имел минимальные отличия от модели ЗИЛ-130. В основном они заключались в экранировании электронного оборудования. В остальном это была всё та же V-образная восьмёрка с рабочим объёмом 5969 кубических сантиметров. Она развивала мощность в 150 л. с., которой было явно недостаточно для потяжелевшей машины с приводом на три оси. Именно с недостатком мощности связано увеличение расхода топлива с 32 до почти 50 литров на сто километров пробега.
  • Д-243. Моторостроительная база не была сильным местом отечественного автопрома и работающий на солярке тракторный мотор, развивающий всего 81 л. с., стали устанавливать скорее от безысходности. Расход топлива снизился до 18 л., и стал вполне приемлемым. Но вместе с ним снизились и так не выдающиеся динамические характеристики машины.
  • Некоторые источники утверждают, что машина штатно комплектовалась двигателем ЯМЗ-236. Эта информация не соответствует действительности. Но характеристики этого силового агрегата хорошо соответствуют общей концепции машины и на некоторых предприятиях занимались подобной переделкой техники. В результате возрастания мощности до 180 л. с., и увеличению более чем в полтора раза, с 402 до 689 Нм, крутящего момента, машина поехала резвее, а расход топлива составил 30 литров на сто километров.

Трансмиссия

Через механическую пятиступенчатую КПП и двухступенчатую раздатку усилие передавалось на три ведущих моста, оснащённые системой регулировки давления воздуха в шинах. Передний мост подключался из кабины, для чего на панели приборов был предусмотрен тумблер. Такая конструкция обеспечивала высокую проходимость, но из-за недостаточной тяговооружённости машины и не слишком удачному подбору передаточных чисел её возможности не могли быть полностью реализованы. Тем не менее, по бездорожью автомобиль передвигался гораздо увереннее, чем самосвалы на базе ЗИЛ-130.

Цены на машину

Поскольку отсутствие развитой дорожной сети – это проблема многих регионов не только России, но и бывших союзных республик, самосвал ЗИЛ-131 оказался востребованным, несмотря на свои недостатки. И хотя он уже не производится, б/у технику можно купить и сегодня, причём недорого. Цены на неё колеблются от 70 до 350 тысяч рублей и зависят от технического состояния автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *