ГАЗ-3302 «Газель»

История появления этой машины может служить яркой иллюстрацией того, какими странными путями движется иной раз у нас в России развитие техники. Появившаяся в 1994 году модель ГАЗ-3302 «Газель» сразу стала бестселлером. А ведь такой автомобиль мог появиться значительно раньше…

Первая попытка

Острую нужду в машине грузоподъёмностью 1,5 тонны, способной развозить грузы в черте города, власти СССР осознали ещё в семидесятые годы двадцатого века. Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт – НАМИ – получил задание на разработку такой техники в начале восьмидесятых. Проект получил индекс НАМИ-0267. Работа двигалась довольно успешно. Были разработаны шасси и кузов. Задержка возникла из-за проблем с новым дизельным двигателем, которым предполагалось оснащать автомобиль.

Вынужденный выбор

Сроки поджимали. В качестве временного решения, на уже готовые к испытаниям образцы установили силовой агрегат ЗМЗ-402. Технические характеристики этого двигателя, на взгляд разработчиков, были явно недостаточны. Ездила с заволжским мотором машина так себе. Но деваться было некуда. В Кировабаде под производство машины уже был заложен новый завод.

Странное решение

Для доведения машины до серийного производства к разработке был подключён Ульяновский автомобильный завод УАЗ. Это несколько ускорило процесс. По расчетам разработчиков, не позднее чем через год модель можно было бы поставить на производство. И в этот момент в министерстве автомобилестроения было принято неожиданное для многих решение.

Работы по созданию полуторатонного грузового автомобиля в НАМИ были свёрнуты. Заказ на его создание был передан сотрудничавшей с НАМИ британской компании IAD (International Automotive Design). Трудно судить об истинных причинах такого шага. Вовсю бушевавшая перестройка побуждала руководителей разного ранга принимать иногда довольно странные шаги. Но, что сделано, то сделано.

Британские специалисты были в курсе того, что их российские коллеги уже вели разработки по переданной им теме. Поэтому заказы по проекту, получившему название POLLY, за скромную плату передавались в НАМИ, который к тому моменту начал испытывать серьёзные финансовые трудности. Такая вот гримаса судьбы… О заводе в Кировабаде уже никто не вспоминал. Производство предполагалось начать на Брянском автомобильном заводе БАЗ. Но тому такая задача оказалась не по силам. Проект постепенно заглох.

Эстафету принимает ГАЗ

К тому моменту серьёзные трудности стал испытывать и такой промышленный гигант, как ГАЗ. Положение надо было спасать, и руководство предприятия приняло решение начать производство коммерческого транспорта грузоподъёмностью 1,5 тонны, которое сулило очевидные выгоды. Зная о результатах труда инженеров из Москвы и Западного Сассекса, специалисты из Горького – так некоторое время назывался Нижний Новгород – спроектировали ГАЗ-3302.

Что получилось

Работы велись в спешке, и нет ничего удивительного в том, что был допущен ряд просчётов.

  • Дизайнеры разработали цельнометаллический кузов фургона ГАЗ-2705, созданного на базе ГАЗ-3302, с заваленными боковинами, что сократило полезный объём грузового отсека.
  • Лонжеронная рама была перетяжелена. Её конструкция была дополнена элементами, оказывавшими минимальное влияние на прочность, зато увеличивавшими массу машины и трудоёмкость её производства.
  • В качестве силового агрегата был выбран уже опробованный в НАМИ для установки на машину схожей конструкции ЗМЗ-402. Создатели Газели понимали, что это не лучшее решение, но другого двигателя под рукой попросту не было. Мотор ЗМЗ-406 ещё только проходил испытания, и его производство не было начато.
  • Были допущены просчёты и в конструкции системы охлаждения. Производительности вентилятора не хватало для того, чтобы с нужной скоростью проталкивать воздух через радиатор и мотоотсек. Из-за этого машины первых выпусков страдали хроническим перегревом двигателей.
  • Работа передней подвески шкворневого типа была в целом надёжна, но такое конструктивное решение значительно увеличивало массу автомобиля.

Ну и по мелочам хватало… Но деваться было некуда. В то время стоял вопрос о выживании завода.

Газель ГАЗ-3302

Внесённые изменения, технические характеристики

Осознавая недостатки своего творения, разработчики постоянно совершенствовали его, стараясь улучшить эксплуатационные и технические характеристики.

  • Первые изменения коснулись двигателя ГАЗ-3302. Вместо карбюраторного ЗМЗ-4025.10, развивавшего мощность 92 л. с. при 4 800 об/мин, стали устанавливать двигатели семейства 406, оснащённые системой впрыска. Мощность в 150 л. с., заложенная в расчёте на легковые машины, для Газели оказалась избыточной и её снизили до 100 л. с. на ЗМЗ-4061.10 и до 110 л. с. на ЗМЗ-4063.10. Это позволило несколько увеличить важный для грузовых автомобилей крутящий момент и уменьшить расход топлива на эксплуатационных режимах. По лицензии, приобретённой у австрийской фирмы Steyr, развернули производство дизельного двигателя М14ТС. При рабочем объёме 2,13 литра этот оснащённый турбонаддувом агрегат выдаёт 95 л. с.
  • Была улучшена система охлаждения. Изменили конструкцию крыльчатки и количество лопастей. Некоторые машины стали оснащать электровентиляторами. Это позволило решить проблему перегрева моторов.
  • На машинах поздних годов выпуска вместо шкворней стали устанавливать шаровые опоры. Такое решение способствовало упрощению производства, снижению массы автомобиля и улучшению его эксплуатационных качеств.
  • Рулевой привод был дополнен гидравлическим усилителем. Это облегчило работу водителя, снизив усилие на рулевом колесе, особенно при маневрировании на малых скоростях.
  • Изменился дизайн кабины. Вместо фар, позаимствованных от модели ГАЗ-31029, установили новую, более эффективную, оптику. Для этого пришлось внести изменения в конструкцию щита передка, передних крыльев, крышки капота и облицовки радиатора. Установили новую панель приборов. Трудно сказать, насколько она стала лучше, но конструктивно изменилась. С пассажирской стороны на ней появился поручень, облегчающий вход и выход из салона. Ещё за него можно было держаться в пути. Это было не лишним, поскольку пассажирское сиденье ГАЗ-3302 не столь комфортно, как сиденье водителя.

Постоянно продолжающаяся модернизация позволила действительно улучшить характеристики спроектированной в спешке машины.

Нужный автомобиль

Чтобы там не говорили, а появление на рынке привлекательных по цене и техническим характеристикам Газелей решило сразу две важные задачи.

  • Позволило сохранить на плаву Горьковский автомобильный завод и даже упрочило его позиции.
  • Обеспечило экономику доступным коммерческим транспортом необходимой грузоподъёмности.

Усилия, предпринятые на заводе в Нижнем Новгороде для развёртывания производства, не пропали даром.

Множество модификаций и комплектаций

На шасси этой массово производившейся машины устанавливались кузова различного типа и назначения.

  • Платформа с каркасным тентом. Наверное, самый распространённый вариант.
  • Товарные фургоны. Их производили разные предприятия. Достаточно было приобрести шасси ГАЗ-3302, а уж фургон можно было выбрать по своему вкусу.
  • Изотермические фургоны. Для доставки скоропортящейся продукции они могли быть оснащены холодильным оборудованием.

Изготавливались различные модификации с удлиненной базой и платформой, появились машины с кабиной, оборудованной спальным местом, и версия с удлиненной кабиной пассажировместимостью пять человек, получившая приставку «фермер»… Нечасто, но всё же встречаются, экземпляры, оснащённые двигателями Chrysler, результат не слишком продолжительного сотрудничества ГАЗ с американской компанией.

Создавалась на агрегатах ГАЗ-3302 и разная специальная техника. Дооборудованные для решения специфических задач машины поступали в гаражи пожарных частей и коммунальных хозяйств, станций скорой помощи и телевидения.

Коммерческий успех

К производившейся в Нижнем Новгороде продукции был проявлен интерес и в странах СНГ. Машины поставлялись практически во все бывшие республики СССР. Важным фактором была невысокая цена на машину. Хороший спрос потребовал даже организации на нескольких предприятиях лицензионного производства Газелей.

Сегодня ГАЗ-3302 уступил на конвейере место более современной модели следующего поколения. С 2013 года выпускается ГАЗ-А64R42, так называемая Газель-NEXT. Но этой машине пока не удалось добиться коммерческого успеха, сравнимого с успехом так вовремя появившейся предшественницы. Но на рынке ещё достаточно предложений о продаже б/у машин ГАЗ-3302 разных модификаций и годов выпуска. Так что, если есть желание, купить можно без проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *